Теплый пол в гараже обеспечивает оптимальный комфорт для его использования в зимнее время.
Поддерживаемая в гараже температура +15 градусов Цельсия не требует больших затрат на отопление, особенно в случае оптимального утепления стен.
Однако, отапливаемый гараж имеет свои недостатки, например, часто примерзают двери и ворота.
Необходимость теплого пола
Необходимость теплого пола в гараже вызвана комфортом пользования в зимнее время.
Однако, теплый пол в гараже имеет свои плюсы и минусы.
Достоинства
Чтобы заглянуть под машину, может возникнуть необходимость лечь на пол. Производить ремонт лёжа на теплой поверхности пола гораздо комфортнее.
Да и автомобилю находится в обогреваемом боксе гораздо лучше, чем на морозе.
Для гаража достаточна температура 15 градусов, которая обеспечивает комфортные условия для человека и для автомобиля. При утеплении стен и потолка, поддерживать требуемый температурный уровень несложно.
При принятии решения об обустройстве теплого пола в гараже следует обратить внимание на недостатки теплых полов в гараже:
Недостатки
Если автомобиль заезжает с мороза в отапливаемый гараж, то снег начинает таять и стекать. При испарении образуется конденсат на холодных частях машины.
Поскольку в автомобиле есть недоступные для обработки антикоррозийными средствами места, в них может попасть влажный воздух и ускорить процесс коррозии.
Для устранения таких последствий требуется установка вытяжной вентиляции.
В случае повреждения системы отопления ее становится сложным и дорогостоящим, так как потребуется демонтаж поверхности.
Металлические элементы на гаражных воротах могут примерзать, поскольку внутри гаража влажно, а снаружи на воротах и дверях возможно появление наледи.
Пол в гараже находится под давлением веса автомобиля. Это требует правильного расчета нагрузок и грамотного монтажа.
Еще один существенный минус водяного теплого пола – это возможность замерзания теплоносителя и разрушения конструкции системы.
Для предотвращения замерзания используется антифриз на основе этиленгликоля или пропиленгликоля.
Теплый пол в гараже
В гараже обычно используются системы водяного и электрического теплого пола.
Схема теплого пола в гараже выбирается исходя из имеющихся энергоресурсов, утепления стен, требований к температуре помещения.
Водяной пол
Водяной теплый пол представляет собой систему из греющего трубопровода, который конструктивно встроен в конструкцию пола. При циркуляции теплоносителя по системе конструкция пола прогревается и отдает тепло в помещение гаража. Трубопровод подключается к источнику тепла (автономному или централизованному).
Водяной пол монтируется в бетонную стяжку или обустраивается настильным способом.
Бетонная система
Водяной теплый пол в гараже своими руками монтируется в следующем порядке:
- подготовка поверхности;
- гидроизоляция и теплоизоляция;
- монтаж трубопровода;
- заливка стяжки;
- установка коллекторного узла.
Подготовка поверхности
Пол тщательно убирается от грязи и пыли.
При наличии трещин или сколов они заделываются ремонтным составом.
Если необходимо, заливается ремонтная стяжка
Гидроизоляция
На подготовленную поверхность настилается слой гидроизоляции. Для этого обычно используется полиэтиленовая плёнка, которая укладывается по поверхности с нахлестом 10 — 15 см на стены. После укладки слоя гидроизоляции периметр гаража оклеивается демпферной лентой.
Теплоизоляция
Поверх полиэтилена укладывается теплоизоляционный материал.
Обычно применяется экструдированный пенополистирол или пенопласт высокой плотности. Минимальная толщина теплоизолирующего слоя должна быть не менее 10 см.
При использовании фольгированного вспененного полиэтилена материал укладывается фольгой вниз.
При необходимости листы утеплителя фиксируются друг с другом скотчем.
Насыпная теплоизоляция
Самой распространенной теплоизоляцией является слой керамзита. С ним легко работать.
На песчаную подушку укладывается гидроизоляция.
Поверх гидроизоляции насыпается слой керамзита до 20 см, его можно смешать с жидким раствором и заливать как бетон.
Укладывается еще один гидроизоляции и монтируется армирующий каркас.
Заливается стяжка толщиной не менее 10 см.
При использовании перлита, вермикулита достаточно слоя в 10-15 см.
Монтаж трубопровода
На теплоизоляцию наносится разметка для монтажа труб.
Устанавливаются подпорки из пластика, на них монтируется армирующая сетка. Сетка должна быть выше слоя утеплителя на 3 — 4 см, чтобы избежать растрескивания бетона.
На арматуру укладывается труба по разметке и закрепляется скобами или хомутами через каждые 30 — 40 см, на поворотах — 15 см.
Бухта с трубой разматывается постепенно, по 10 — 15 метров. Укладка трубы начинается от места установки коллекторного узла, с петли наиболее удалённой от него.
На конец трубы одевается теплоизоляционная оболочка и фитинг для подключения к коллектору. Второй конец трубы после укладки по всей площади гаража также возвращается к коллектору.
Важный показатель — укладочный шаг и размер контура. Чтобы гараж хорошо прогревался расстояние между витками должно составлять 10 – 20 см при использовании труб диаметром 16 мм.
В таком случае длина контура при использовании насоса мощностью 2 л/с длина трубопровода составит до 80 метров.
Около стен и ворот шаг укладки трубы меньше, чем в центре помещения.
Перед заливкой стяжки следует проверить систему на герметичность. Для этого в трубопровод подаётся теплоноситель под давлением в 2 раза выше рабочего. В течение 24 часов давление не должно падать.
Заливка стяжки
Заливка теплого пола в гараже производится с учетом некоторых особенностей.
Для финишной стяжки применяется готовая смесь или смесь собственного приготовления.
Помещение заливается за один раз. Раствор равномерно распределяется по площади гаража, выравнивается и утрамбовывается.
Толщина стяжки должна быть от 5 до 12 см.
Заливка начинается с дальнего угла гаража и заканчивается у ворот.
Включать систему можно только при полном высыхании бетона.
Высыхание стяжки происходит 28 дней, после чего можно включать систему.
Коллекторный узел
Смесительный узел предназначен для регулировки и подачи нагретого теплоносителя в трубу.
Узел можно собрать самостоятельно или приобрести готовый.
Коллекторно-смесительный узел выбирается по количеству контуров.
Коллектор устанавливается в специальном шкафу размером 50 на 50 см, глубиной 15 см.
После установки узла необходимо подсоединить трубопровод каждого контура к вентилям подачи и обратки.
Настильные системы
Часто в качестве материала для пола гаража используют фанеру. Одновременно материал служит и утеплением.
Наиболее подходит для гаража влагостойкая фанера ФСФ или ФК.
Если фанера используется только в качестве утепления, то подойдёт недорогая фанера низкого качества.
Для финишного покрытия лучше выбрать более качественную фанеру.
Монтаж
Поверхность пола очищается, укладывается слой гидроизоляции.
Поверх слоя укладывается каркас из деревянных брусьев, между которыми укладывается утеплитель.
На каркас монтируется черновой пол.
Если фанера будет финишным покрытием, то её следует покрыть лаком.
Электрический пол
Электрический теплый пол для гаража используется чаще всего.
Он работает по тому же принципу, что и водяной.
Отличие состоит только в нагревательном элементе. Электрический кабель нагревается и передает тепло конструкции стяжки.
В продаже — большое количество модификаций электрического теплого пола, так что можно сэкономить немало времени, монтируя уже полностью готовые гибкие маты с проводниками или инфракрасные пленки. Однако вполне можно довольствоваться и вариантом с резистивным кабелем.
Перед монтажом следует произвести расчет, умножив мощность нагревательного элемента на общую площадь помещения.
Порядок монтажа
Бетонное основание пола очищается от пыли и мусора. При необходимости заливается ремонтная стяжка.
Настилается слой гидроизоляции таким образом, чтобы пленка немного заходила на стены — приблизительно на 10 — 15 см;
Периметр помещения проклеивается демпферной лентой;
Нагревательный электрический кабель или мат укладывается на слой теплоизоляции.
Греющий кабель укладывается зигзагом без пересечений и загибаний и фиксируется зажимами.
Пленка должна быть расположена в 10 сантиметрах от стен и покрывать не менее 70% от всей площади помещения.
Под оборудованием или мебелью нагревательные элементы не укладываются.
Контакты соединяются зажимами и надежно изолируются мастикой.
Устанавливается термодатчик. Теплый пол подключается к электроснабжению.
После проверки работоспособности заливается финальная стяжка. Время полного высыхания составляет 28 дней.
Выбирайте подходящий для Вас вариант теплого пола для гаража исходя из особенностей помещения, имеющихся энергетических ресурсов и требований к отоплению.
В любом случае, Вы обеспечите себе комфорт нахождения в гараже, возможность использовать помещение для ремонта и обслуживания автомобиля в зимнее время.