Как спустить воздух в батарее?
Очень актуальный вопрос для жителей многоквартирных домов, особенно в самом начале отопительного сезона.
При пониженном давлении теплоносителя в радиаторах отопления часто скапливаются воздушные пробки.
Воздушные пробки
Радиаторное отопление обычно является основным в многоквартирных домах.
Хорошо, когда система отопления работает эффективно и создает комфортную температуру в помещении!
Однако, иногда может возникнуть ситуация, когда при работающей системе отопления радиатор не греет, или верхняя часть радиатора заметно холоднее нижней.
Основной причиной неэффективной работы системы отопления являются воздушные пробки, которые вызывают завоздушенность системы.
Воздух легче теплоносителя, поэтому он скапливается в верхних точках системы. Воздушная пробка является непроходимым препятствием для теплоносителя, часть системы остывает и перестает отдавать тепло в помещение.
Воздушная пробка в батарее образуется из-за неправильной установки радиатора или вследствие его засорения!
Для восстановления работоспособности отопления необходимо удалить воздух из системы.
Причины возникновения
Воздушные пробки в системе отопления являются распространенной проблемой. Воздух в радиаторах снижает эффективность работы и создает дискомфорт в помещении.
Самой распространенной причиной образования воздушных пробок является неправильное заполнение или обслуживание централизованной отопительной системы!
При установке отопительных приборов или проведении ремонта системы отопления в теплоносителе остаются небольшие пузырьки воздуха. Циркуляция теплоносителя собирает пузырьки в верхних частях системы, особенно в наиболее удаленных от стояка местах.
Еще одной причиной образования воздушных пробок является пониженное давление в системе отопления.
В автономных системах отопления образование воздушных пробок вызывается:
- Неправильным наклоном труб в самотечных системах менее 5 см на погонный метр;
- Недостаточным давлением, вызванным неправильным подбором насоса или котла;
- Заполнением системы теплоносителем, вступившем в реакцию с трубами;
- Перегревом теплоносителя;
- Быстрым заполнением системы теплоносителем.
Признаки завоздушивания
Как понять, что систему отопления завоздушило?
Признаками завоздушивания радиаторов являются неэффективное отопление помещения, неравномерный нагрев радиатора.
Обратите внимание на звонкий звук при постукивании металлическим предметом по завоздушенной части, шумы и звуки в системе отопления!
Если завоздушена система отопления, то самым характерным признаком этого является холодная верхняя часть радиатора или подводящая труба при работающем отоплении.
Как найти пробку
Периодическое возникновение пробок – распространенная проблема в централизованных системах отопления.
Проще всего обнаружить воздушную пробку через тактильные ощущения. Чтобы найти место, где находится воздушная пробка, проверьте рукой температуру верхних частей всех радиаторов и оконечных трубопроводов. В случае нахождения пробки температура завоздушенного участка будет существенно ниже температуры работающей системы.
Обратите внимание на другие характерные признаки воздушной пробки в системе: характерные шумы и журчание в радиаторах.
Как спустить воздух в батарее
Как спустить воздух из батареи?
Чтобы удалить воздушную пробку из системы отопления, необходимо выпустить воздух из системы отопления!
Стравливание воздуха из батарей может производиться несколькими способами:
- Через сливной вентиль;
- При помощи крана Маевского;
- Автоматическим воздухоотводчиком;
- Через заглушку.
Выбор способа зависит от арматуры, установленной на радиаторе.
Перед началом работ убедитесь, что сможете перекрыть поступление теплоносителя в радиатор отопления или часть стояка, на котором будут производиться работы.
Развоздушивание системы следует проводить до полного удаления воздуха из всех радиаторов!
Через сливной вентиль
В многоквартирных домах советской постройки оконечные радиаторы на верхних этажах оснащались сливными вентилями. Через сливной вентиль можно спустить воздух в батарее.
Если радиатор отопления укомплектован сливным вентилем, то удалите воздушную пробку следующим образом:
Подготовьте емкость для сбора теплоносителя.
Медленно приоткройте верхний сливной вентиль для выпуска воздуха. Сначала Вы услышите шипение и булькающие звуки, после чего появится вода. Спускайте воздух, пока из слива не будет идти чистая вода без пузырьков.
Закройте вентиль.
Проверьте циркуляцию теплоносителя по системе!
Через кран Маевского
Спуск воздуха из радиатора отопления можно произвести через кран Маевского.
На современных радиаторах отопления часто монтируется кран Маевского, устройство для выпуска воздуха.
Он представляет собой запорный клапан игольчатого типа. Клапан перекрывается винтом с конусной резьбой. При откручивании винта открывается спускное отверстие клапана.
Вставьте в шлиц крана специальный ключ или отвертку. Подставьте под кран емкость для сбора теплоносителя.
Откройте кран для спуска воздуха. Для этого осторожно поверните кран против часовой стрелки примерно на пол оборота.
Спускайте воздух, пока из слива не будет идти чистая вода без пузырьков!
Диаметр спускного отверстия крана не больше 2 мм, поэтому через кран Маевского выпускается небольшой объем воды.
Закройте кран.
Проверьте циркуляцию теплоносителя по системе.
Повторите эту процедуру для всех радиаторов в системе отопления.
Воздухоотводчиком
Сброс воздуха из системы отопления может производиться автоматически, через воздухоотводчик.
Автоматический воздухоотводчик – это специальное устройство, которое предназначено для удаления воздуха из системы отопления.
Воздухоотводчик устанавливается в верхней части радиатора!
Внутри воздухоотводчика находится поплавок, который в нормальном положении под собственным весом перекрывает клапан сброса воздуха. При наличии воздуха в системе поплавок поднимается и выпускает воздух.
Если радиатор отопления оснащен автоматическим воздухоотводчиком, проверьте его работоспособность.
Неисправности автоматических воздухоотводчиков обычно вызываются попаданием грязи и окалины между поплавком и седлом воздухоотводчика.
Регулярно проверяйте работоспособность автоматических воздухоотводчиков. Это поможет обеспечить более эффективную работу батарей!
Через терморегулятор
Если на радиаторе установлен терморегулятор для регулировки температуры, то с его помощью можно спустить воздух.
Закройте все запорные краны на радиаторе!
Подставьте под терморегулятор емкость для сбора теплоносителя.
Осторожно ослабьте крепежную гайку терморегулятора до тех пор, пока не пойдет вода.
Спускайте воздух, пока из слива не будет идти чистая вода без пузырьков.
Закрутите крепежную гайку терморегулятора.
Проверьте циркуляцию теплоносителя по системе!
Повторите эту процедуру для всех радиаторов в системе отопления.
Из циркуляционного насоса
В автономных системах отопления спустить воздух из системы можно из циркуляционного насоса.
Перекройте запорными кранами все отопительные контуры, кроме завоздушенного.
Подготовьте емкость для сбора теплоносителя!
Осторожно открутите спускной винт циркуляционного насоса против часовой стрелки.
Спускайте воздух, пока из слива не будет идти чистая вода без пузырьков.
Закрутите спускной винт насоса.
Проверьте восстановление циркуляции теплоносителя в контуре.
Повторите эту процедуру для всех отопительных контуров!
Из заглушки радиатора
Как спускать воздух из чугунных батарей отопления?
В случае, если у Вас чугунные радиаторы, то одним из вариантов устранения воздушной пробки является спуск воздуха из заглушек на торцах радиаторов!
Подготовьте большие емкости 20-30 литров для сбора теплоносителя!
Зажмите заглушку сантехническим ключом и, медленно поворачивая ее против часовой стрелки, откручивайте заглушку, пока не пойдет вода.
Спускайте воздух, пока не будет идти чистая вода без пузырьков.
Закрутите заглушку.
Проверьте восстановление циркуляции теплоносителя по системе!
Повторите эту процедуру для всех радиаторов в системе отопления.
Как избежать воздушных пробок
Завоздушивание системы отопления может привести к серьезным последствиям:
- Возникновение ржавчины, которая забивает внутренний просвет трубопроводов и радиаторов, снижает эффективность отопления.
- Воздух вступает в химическую реакцию с материалом, из которого изготовлен радиатор,что приводит к его разрушению.
Воздух в насосе вызывает разрушение подшипников!
В автономной системе отопления для предотвращения воздушных пробок устанавливается группа защиты от завоздушивания, в которую входят:
- Сепаратор, который монтируется на выходе из котла. При циркуляции теплоносителя внутри сепаратора образуются вращательные потоки, которые поднимают пузырьки воздуха вверх и удаляют их.
- Автоматический воздухоотводчик, который монтируется на каждом радиаторе.
- Группа безопасности, в которую входит спускной клапан. При избыточном давлении через клапан сбрасывается теплоноситель с воздухом.
Чтобы избежать возникновение воздушных пробок:
- Установите современные радиаторы, оснащенные воздухоотводчиками и кранами Маевского.
- Установите сепаратор и группу безопасности в автономной системе отопления.
- Используйте теплоноситель, подходящий для автономной системы отопления.
- Не перегревайте систему отопления.
Заполняйте систему равномерно, без образования пузырей!
Регулярно обслуживайте систему отопления, удаляйте возникающие воздушные пробки.
Воздух в батарее доставляет массу неприятностей и вызывает неэффективную работу отопления.
Как выпустить воздух из батареи?
В большинстве случаев это возможно сделать самостоятельно.
Для удаления воздушной пробки из батареи определите, где она находится.