Батарея не греет!
Пожалуй, именно так звучит самая распространенная жалоба на отсутствие комфорта в зимнее время.
Часто причиной неработающего радиатора отопления является человеческий фактор – закрыт кран подачи теплоносителя или терморегулятор.
Однако, причины, по которым батарея не греет, могут быть серьезнее.
Батарея не греет
Если радиатор отопления не греется или батарея греет наполовину, то причин может быть несколько:
- Засорение системы отопления. Если система отопления засорена, то теплоноситель не сможет циркулировать и радиатор не будет греться.
- Воздушная пробка в системе отопления. Завоздушивание системы препятствует нормальной циркуляции теплоносителя.
- Проблемы с трубами. Если трубопроводы отопления имеют течи, то это приводит к недостаточному давлению в системе отопления.
- Неисправность насоса. Если насос не работает правильно, то он не сможет обеспечить циркуляцию горячей воды по системе отопления.
- Низкий уровень теплоносителя в системе отопления. Если уровень воды в системе отопления низкий, то это может привести к тому, что радиатор не будет греться.
- Неисправны элементы котла. Если блок автоматики или безопасности котла не работают, то котел может не обеспечивать номинальное рабочее давление и температуру теплоносителя для циркуляции по системе отопления.
- Расширительный бак не герметичен. При протечках расширительный бак котла не может компенсировать изменения давления в системе отопления.
- Неправильное подключение радиатора. При неправильном подключении радиатор может не нагреваться или нагреваться не полностью.
- Неправильная балансировка контуров отопления. При неравномерном распределении теплоносителя в системе отопления радиатор может не нагреваться или не полностью нагреваться.
- Неисправность арматуры. Если запорные краны не исправны или засорены, то они могут блокировать поток теплоносителя в радиатор. Если регулирующий клапан засорился или имеет механический дефект, то он может служить препятствием для циркуляции теплоносителя.
- Засорение грязевого фильтра. Если грязевой фильтр грубой очистки забился, то это существенно уменьшает поток теплоносителя в систему.
Если не устранить причины, по которым батарея не греет, то это приведет к неравномерному нагреву помещений, а также к повышенным расходам на отопление из-за неэффективной работы системы.
Неисправности системы отопления существенно снижают пользовательский комфорт в помещениях!
Перекрытие просвета трубы
Одной из вероятных причин, почему батарея не греет, является перекрытие просвета подающей трубы системы отопления.
Теплоноситель в системе отопления содержит продукты коррозии, размытые осадки солей, частицы грязи и накипи!
Стальные трубы в системах отопления характеризуются интенсивным образованием накипи на внутренних поверхностях.
Процесс уменьшения просвета трубы за счет отложений на внутренних поверхностях называется зарастанием.
При зарастании труб внутренний просвет трубы уменьшается!
На локальных участках трубопровода, включающих соединения труб, резкие переходы с поворотами более 45 градусов, резкие заужения диаметра собираются грязевые пробки и образуются существенные уменьшения внутреннего просвета трубы.
Если диаметр подающей трубы отопления слишком маленький, то это может привести к недостаточному потоку горячего теплоносителя в радиаторах и неэффективному отоплению помещения.
Полное перекрытие просвета подающей трубы приводит к прекращению циркуляции теплоносителя и аварийной остановке отопительной системы.
Отапливаемое помещение быстро остынет, что может привести к замерзанию и размораживанию труб и других элементов системы.
Необходимо немедленно восстановить работу отопительной системы и удалить препятствие в просвете трубы, чтобы обеспечить свободный поток теплоносителя!
Чтобы устранить перекрытие просвета трубы отопления своими руками без привлечения специалистов и сложной аппаратуры можно использовать механический и химический способы прочистки.
Механическая очистка
При механическом способе прочистки:
Перекройте контур отопления.
Разберите трубопровод для введения щетки.
Вставьте щетку в просвет трубы и медленно, поворачивая щетку, двигайте ее вперед-назад, чтобы удалить все загрязнения.
Используйте специальную щетку для чистки труб. Она должна быть достаточно тонкой и гибкой, чтобы пройти через изгибы трубы.
При возможности, подключите компрессор к прочищаемой трубе. Компрессор создаст мощный поток воздуха, который вытолкнет все загрязнения из трубы!
Соберите трубопровод. Проверьте герметичность системы.
Химическая очистка
При химическом способе прочистки:
Купите специальный химический растворитель для чистки труб отопления.
Перекройте контур отопления.
Подготовьте жидкий реагент согласно инструкции по применению химического средства!
Подсоедините шланг к крану системы отопления и с помощью насоса заполните трубу жидким реагентом на несколько часов, чтобы он мог растворить все загрязнения.
По окончании времени слейте реагент. Промойте трубу водой несколько раз.
Проверьте герметичность системы.
Если вы не уверены в своих способностях или не можете самостоятельно удалить загрязнения из трубы, обратитесь к специалистам по обслуживанию отопительной системы. Они смогут быстро и эффективно очистить трубы и восстановить работу системы.
Засорение радиатора
Засорение радиатора приводит к тому, что теплоноситель не может циркулировать через внутренние каналы радиатора.
Это приводит к тому, что часть радиатора не нагревается, батарея сверху горячая, а снизу холодная.
Снижается эффективность системы отопления!
Кроме того, засорившийся радиатор может дать течь.
Неравномерный нагрев радиатора приводит к тепловой деформации металла. Возникают усилия, которые разрушают герметичность соединений и могут привести к протечке.
Регулярно проводите обслуживание системы отопления и очистку радиаторов и стояков от накопившейся грязи и отложений.
Если батарея наполовину холодная, что делать?
Произведите очистку радиатора.
Для очистки радиатора применяются механический и химический способы очистки!
Механическая очистка
Механическая очистка радиатора удаляет взвеси и грязь, но не способна удалить накипь внутри радиатора.
Перед механической очисткой перекройте контур отопления и слейте из него теплоноситель.
Демонтируйте радиатор. Открутите накидные гайки, которыми радиатор крепится к трубам подачи и обратки. Открутите заглушки. Снимите радиатор с креплений.
Вынесите радиатор на улицу или в ванну!
Прочистите радиатор тросом и промойте его потоком воды. Продолжайте очистку до тех пор, пока вода из радиатора не станет чистой.
Химическая очистка
При химической очистке радиатора реагенты растворяют соли кальция и ржавчину.
Разборка радиаторов при химическом способе очистки не требуется!
Жидкий реагент вводится в радиатор и систему отопления при помощи насоса, после чего необходимо выждать время, указанное в инструкции к реагенту.
Слейте реагент и промойте систему несколько раз водой.
Химический способ очистки не применяется для алюминиевых радиаторов.
Реагент подготавливается в соответствии с инструкцией по применению. В качестве реагента можно применять каустическую соду, фосфорную, ортофосфорную кислоту.
Воздушная пробка
В радиаторе отопления может скапливаться воздух. Такое явление называется воздушной пробкой.
Воздушная пробка является преградой для циркуляции теплоносителя.
Воздушная пробка приводит к тому, что теплоноситель не циркулирует через систему отопления!
Обнаружить воздушные пробки можно по следующим признакам:
- Разница температуры различных участков радиатора.
- Булькающие и журчащие звуки из радиатора или трубопровода отопления.
- Снижение температуры в помещении.
Обычно воздух скапливается в верхней части радиатора.
Воздушная пробка в радиаторе приводит к неравномерному нагреву и снижению эффективности отопления!
Воздушные пробки возникают, как правило, при запуске или перезапуске системы отопления. В рабочей системе отопления пробки могут возникать вследствие ремонтных работ, перегрева теплоносителя, использования загрязненного теплоносителя, неправильной сборке системы без автоматического стравливания воздуха.
Что делать, если батарея отопления не полностью нагревается?
Если причиной является воздушная пробка в радиаторе, то устраните ее!
Воздушная пробка устраняется при помощи воздушного клапана – крана Маевского или автоматического воздухоотводчика.
Кран Маевского представляет собой запорный клапан игольчатого типа для устранения воздуха из радиаторов в системах центрального отопления. При открытии крана через спускное отверстие крана Маевского можно стравить воздух из верхней части радиатора.
Пробка с краном вворачивается в отверстие в заглушке радиатора и устанавливается в верхней части радиатора.
Открывается кран Маевского специальным ключом или отверткой!
В старых чугунных или стальных радиаторах для устранения воздушных пробок используется обычный кран.
Для устранения пробки с помощью крана Маевского выполните следующие действия:
- Поверните пластиковую головку крана разводным ключом, установите спускное отверстие в крайнее нижнее положение.
- Поднесите к крану емкость для слива теплоносителя.
- Вставьте отвертку в шлицы крана или специальный ключ и поверните его против часовой стрелки.
- После выходя воздуха дождитесь, пока из крана не пойдет сплошная струя воды без шума воздуха.
- Закройте кран, поверните по часовой стрелке.
При помощи автоматического воздухоотводчика воздушные пробки устраняются автоматически.
Автоматический воздухоотводный клапан устанавливается в верхней части радиатора как в горизонтальном, так и в вертикальном положении!
В клапане установлен поплавок. При отсутствии воздуха в радиаторе поплавок всплывает и воздействует на рычаг золотника, который перекрывает спускное отверстие.
Если в клапане скопился воздух, то поплавок не полностью всплывает, и воздух выходит через спускное отверстие. После выхода воздуха поплавок занимает исходное положение и перекрывает спускное отверстие.
Обратите внимание, что автоматический воздухоотводчик боится частичек грязи, окалины и накипи, которые препятствуют нормальной работе клапана. Загрязненный теплоноситель может привести к протечкам из прибора!
Поэтому автоматические клапаны редко устанавливают в домах с централизованным отоплением.
Недостаточное давление в системе
Недостаточное давление теплоносителя в отопительном контуре может привести к тому, что радиаторы не будут нагреваться быстро или вообще не будут нагреваться.
Недостаточный нагрев приводит к неудовлетворительному уровню комфорта в помещении!
Динамическое давление в системе отопления достигается принудительным использованием насоса.
Поэтому на динамическое давление рассчитаны закрытые системы отопления.
Номинальное значение динамического давления в закрытой системе составляет 2,4 бар!
Недостаточное динамическое давление свидетельствует о следующем:
- Произошла утечка теплоносителя, количество теплоносителя недостаточно для нормальной работы системы отопления.
- Поток теплоносителя перекрыт запорной или регулирующей арматурой.
- Насос не работает или выдает недостаточную мощность.
- Блок автоматики или блок безопасности котла неисправны.
- Расширительный бак котла не герметичен. Протекает мембрана расширительного бака.
Проверьте динамическое давление в системе отопления.
Для определения причины низкого давления сначала проверьте исправность запорной и регулирующей арматуры.
Проверьте исправность насоса. При необходимости замените или настройте насос.
Проверьте герметичность отопительного контура. При необходимости отремонтируйте участки трубопроводов с протечками.
Восстановите необходимое количество теплоносителя в контуре отопления!
Проверьте исправность элементов котла – расширительного бака, мембраны, блока автоматики и управления.
При неисправности расширительный бак котла не может компенсировать изменения давления в системе отопления.
В случае необходимости замените неисправные элементы котла.
Неправильное подключение радиатора
При использовании централизованной системы отопления в многоквартирных домах обычно радиаторы подключаются к стоякам через трубопроводы подачи и обратки.
При таком подключении требуется установка байпаса между трубами подачи и обратки непосредственно перед радиатором, а также запорных кранов на подаче и обратке на вводе в радиатор.
При перекрытии кранов циркуляция теплоносителя будет производиться через байпас минуя радиатор!
Диаметр трубы байпаса должен быть меньше диаметра труб подачи и обратки, благодаря чему при открытых запорных кранах циркуляция теплоносителя будет происходить через радиатор.
Неправильная установка байпаса радиатора или его отсутствие могут привести к недостаточной циркуляции теплоносителя или ее отсутствию при неисправности арматуры радиатора.
Чаще всего используются боковой или диагональный способы подключения радиатора.
При боковом подключении радиатор присоединяется к трубопроводу подачи и обратки с одной стороны, подача сверху, а обратка снизу. При диагональном способе радиатор присоединяется к подаче сверху, а к обратке – с противоположной стороны снизу.
Неправильное подключение радиатора приводит к его неравномерному нагреву!
Еще одной ошибкой при монтаже радиатора является использование для подводящих трубопроводов труб диаметром меньшим номинального. Это уменьшает скорость циркуляции теплоносителя и приводит к неэффективной работе отопления.
При установке радиатора необходимо выдерживать расположение радиатора относительно горизонта!
При принудительной циркуляции радиатор располагается горизонтально.
При естественной циркуляции предусматривается уклон радиатора в 1 – 1,5 градуса для слива теплоносителя из системы.
Балансировка контуров отопления
Расход теплоносителя в отопительном контуре зависит от гидравлического сопротивления или пропускной способности контура.
Балансировка позволяет регулировать гидравлическое сопротивление контура.
Балансировка контура отопления должна обеспечивать примерно одинаковый поток теплоносителя через разные контуры системы!
Признаком разбалансировки контуров является существенная разница температур в помещениях, отапливаемых разными контурами.
Балансировка может осуществляться по балансу температур или по расходу теплоносителя.
Для балансировки контура в него устанавливается два балансировочных клапана – один на вводе в контур подачи, другой – на вводе в контур обратки.
При балансировке по температуре балансировочные клапаны настраиваются таким образом, чтобы температура корпуса запорного крана радиатора была одинаковой для каждого контура.
При балансировке по расходу теплоносителя используются специальные клапаны со встроенным расходомером, которые позволяют произвести грубую балансировку системы, или высокоточные измерительные приборы с автоматизированным приводом.
Клапаны настраиваются так, чтобы обеспечить циркуляцию одинакового объема теплоносителя через контуры системы.
Приборы балансировки по расходу теплоносителя существенно дороже, чем для балансировки по температуре!
Обратите внимание на тепловую инерционность системы. Требуется время для установления теплового баланса системы после каждой регулировки клапанов.
Балансировка зависит от типа системы отопления!
Однотрубные системы легко балансируются, поскольку поток теплоносителя не зависит от регулирующей арматуры.
Балансировка просто обеспечивает поступление горячего теплоносителя во все радиаторы.
В двухтрубной системе учитывается гидравлическое сопротивление каждого радиатора. Балансировка обеспечивает равный поток теплоносителя через все радиаторы и производится регулирующей арматурой.
Обычно балансировка двухтрубной системы требуется при больших контурах отопления, включающих более четырех радиаторов!
В качестве регулирующей арматуры используются тарельчатые клапаны с червячным приводом или Y-образные клапаны.
Шаровые краны не используются для балансировки системы отопления!
Дисбаланс системы отопления может привести к тому, что некоторые радиаторы будут получать больше горячего теплоносителя, чем другие, что приведет к неравномерному нагреву помещения.
Система отопления будет работать неэффективно!
Неисправная арматура
К запорной и регулирующей арматуре для внутренних тепловых контуров и радиаторов системы отопления относятся:
- Шаровые краны.
- Регулирующие клапаны с термоголовками.
- Балансировочные клапаны.
- Воздушные клапаны.
Кроме того, важным элементом системы отопления является фильтр грубой очистки, не позволяющий попадать в систему отопления частичкам грязи, накипи и отложений.
Если запорная или регулирующая арматура в системе отопления неисправна, это может привести к неправильному распределению тепла в помещении.
Если арматура не закрывается полностью, то радиатор будет продолжать нагреваться, даже когда температура в помещении достигнет желаемого уровня!
Засоренный обратный клапан в системе отопления может привести к обратному течению горячего теплоносителя и недостаточному нагреву радиаторов.
Забитый грязевой фильтр очистки в системе отопления может привести к снижению производительности системы, так как он не позволит пропускать достаточное количество теплоносителя через трубы и радиаторы.
Неисправность арматуры может привести к тому, что некоторые помещения будут холоднее, чем другие, а также к повышенным расходам на отопление из-за неэффективной работы системы!
Для решения этой проблемы необходимо обнаружить и заменить неисправную арматуру или очистить забитый грязевой фильтр в системе отопления.
Если батарея не греет, то прежде всего установите причину ее неправильного функционирования.
Для этого произведите несложную диагностику системы отопления.
Большинство неисправностей могут быть устранены своими руками, без привлечения профессиональных сантехников.
При серьезных неисправностях рекомендуем обратиться за помощью к специалистам.